Так уж распорядились судьба и история, что именно 23-й воздушной армии пришлось принять на себя всю горечь завершения могущества боевой авиации Забайкалья. Она была преобразована из Военно-воздушных сил За-байкальского военного округа в 1967 г. на основании приказа Министра обо-роны СССР от 22 июля и директивы Главнокомандующего ВВС, подписанной 29 июля 1967 г. и стала достойным преемником многих, предшествующих ей авиационных формирований и надежным продолжателем славных традиций забайкальских авиаторов. Все началось с воздушного флота Дальневосточной республики, созданного в 1920 г. Правда, несмотря на громкое и многообещающее название, в его составе было всего 8 боеготовых самолетов, но ведь это было только начало. В 1929 г. в составе ВВС Восточно-Сибирского военного округа, штаб которого был переведен из Иркутска в Читу, числилось уже несколько авиационных отрядов и эскадрилий. Некото-рым из них пришлось держать сложный экзамен в ходе конфликта на КВЖД. А потом у боевой авиации Забайкалья были Китайско-японская война в 1938 г, события на Халхин-Голе в 1939-м и, конечно же, Великая Отечественная война. Вся тяжесть выполнения задач военного времени легла на 12-ю воз-душную армию, сформированную в августе 1942 г. За годы войны на аэро-дромах объединения было переобучено, доукомплектовано и отправлено на фронт 24 авиационных полка, три батальона аэродромного обслуживания, три подвижных авиационных мастерских и одна кислорододобывающая станция. В учебных и резервных полках ВА было подготовлено для фронта 1713 летчиков. В первые послевоенные годы 12-я воздушная армия переживала слож-ный период реорганизации, основная идея которой заключалась в значитель-ном и интенсивном сокращении численности авиационных частей. Понять причины подобных действий высшего руководства можно: только что побе-доносно завершилась война, а поэтому дальнейшее совершенствование авиа-ционной группировки считалось нецелесообразным. В это же время уже на-чиналось модное увлечение ракетами. И, наконец, делался расчет на то, что качественный уровень реактивной техники намного выше, чем у поршневой. Поэтому в 1948 г. в составе авиационного объединения осталось не более пя-ти авиационных полков и ряд отдельных эскадрилий. Однако, как показали ближайшие два года, подобное существенное сокращение численного состава объединения оказалось преждевременным. Поэтому в январе 1949 года в 12-й Воздушной армии начинается очередной процесс реформирования. Прежде всего, она поменяла свое наименование и стала 45-й ВА, про-существовавшая всего 8 лет. В июле 1957 г. 45-я воздушная армия была пре-образована в ВВС Забайкальского военного округа, а через 10 лет в крылатой истории Забайкалья появилась 23-я воздушная армия. Ее первые шаги начались с укрупнения сил и средств. В первую очередь началось наращивание авиационной группировки, базировавшейся в Монголии. В период с 1968 г. по 1971 г. из Прибалтийского, Прикарпатского военных округов и с Украины перебазировались в Монголию два полка ис-требителей-бомбардировщиков, два истребительных полка и один боевой вертолетный полк. Укрупнялась авиационная группировка и на территории Забайкалья. На забайкальские военные аэродромы из Закавказья и Прибалтики перебазиро-валось шесть авиационных полков. По сути дела, столь грандиозная передис-локация боевых авиационных полков с частями обеспечения слабо вписыва-лась в понятие наращивания группировки. По сложности и значимости вы-полняемых задач этот процесс, скорее всего, напоминал создание нового авиационного объединения. И для многих его участников он оказался болез-ненным и мучительным. Можно представить себе недоумение, разочарование и панический ужас тех, кто из теплых, уютных и обустроенных гарнизонов Закавказья, Прибалтики и Украины вдруг неожиданно и непонятно за что оказывался в холодном, суровом и чужом Забайкалье. Немало судеб было сломано и немало семей распалось за это время. Конечно, одновременно с размещением прибывающих частей на раскаленной летом и промерзшей зи-мой земле на аэродромах и в гарнизонах строились служебные здания, жилые дома и казармы. Однако прибывающим на новое место с женами и детьми офицерам не один год приходилось жить во всякого типа времянках, а то и землянках. И, конечно же, далеко не каждый выдерживал подобные условия. И все же в середине 70-х годов передислокация, формирование, пере-вооружение частей и освоение новой авиационной техники в объединении было завершено. На это потребовалось почти 10 лет, но зато сейчас 23-я Воз-душная армия представляла собой одно из мощнейших авиационных объе-динений страны, управление и штаб которого располагались в Чите. . В начале 1980 г. 23-я ВА по непонятным причинам утратила статус самостоятельности и вновь стала ВВС Забайкальского военного округа. Для забайкальских авиаторов наступили сложные и непонятные времена. Обще-войсковые командиры одним махом поставили на одну ступень авиацию и пехоту, не пытаясь даже логически осознать глубочайшую разницу в методи-ке подготовки двух, совершенно различных по задачам и предназначению, родов войск. Поэтому для авиаторов с переходом на новую структуру аэро-дром частенько заменялся строевым плацем, летно-методический класс – стрелковым тиром, а ради проведения строевого смотра могли быть отменены даже полеты, от которых у кого-то из летчиков зависело повышение классности, у кого-то – продление сроков допуска по видам летной подго-товки и так далее. Особо ретивые командиры приказывали пришивать на летные куртки погоны, не понимая, что случайно сорванная привязными ремнями или парашютными лямками с погон звездочка может стать причиной тяжелого летного происшествия. В общем, клоунады и недоразумений под общей режиссурой пехотных командиров было вполне достаточно, но авиаторы продолжали делать свое дело, тем более, что уже в конце тех же 80-х объединению было возвращено прежнее наименование 23 воздушной ар-мии. Особой строкой в истории объединения проходит участие личного со-става в различных горячих точках планеты. По официальным данным таковых точек насчитывается 20. А если к ним добавить ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, то можно убедиться в том, насколько широка география действий забайкальских авиаторов. Однако она стала заметно сокращаться с проявлением первых призна-ков перестройки. В 1987 г. Правительством СССР было принято решение о поэтапном выводе группировки Советских войск с территории Монголии. В составе этой группировки находились пять боевых полков с частями обеспе-чения. Для них слово «вывод» практически означало прекращение существо-вания. И действительно, по воле перестройщиков специалистов уникальных авиационных профессий, образно говоря, просто выбрасывали на улицу. А ведь большинство из них пришли в авиацию не просто так, а по зову души и сердца. И вот теперь их в одночасье лишали любимого увлечения, профессии, перспектив и интереса к жизни. В начале 1991 г. основные этапы вывода войск из Монголии закончи-лись. А в 1992-м, и особенно в 1993-м годах в штаб воздушной армии пото-ком пошли руководящие документы, основным содержанием которых были указания о сокращении численного состава объединения. Командование объ-единения всеми силами старалось сохранить личный состав, но в то время еще никто не знал, что все эти благородные намерения заранее обречены на провал, что пройдет несколько лет и с забайкальских аэродромов постепенно начнут один за другим исчезать части и соединения, подчиняясь реализации уже хорошо освоенной методики расформирования боевых полков. К концу 90-х годов численность боевых частей 23-й Воздушной армии была доведена до того, что, даже при приеме в свой состав нескольких фор-мирований войск ПВО она уже не отвечала требованиям и статусу оператив-ного авиационного объединения и в 1998 г. была переформирована в авиаци-онный корпус. А вскоре управление корпуса было переведено в другой город и вошло в состав другого объединения. История 23 воздушной армии завер-шилась. И сейчас о ней помнят только ветераны, сохранившие в душе и па-мяти верность своей профессии и годы службы в рядах этого достойного воздушного объединения.
Борис Родиков
Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Чита. День за днем.», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-day.ru
Праздник День государственного флага России появился в нашей стране более 20 лет назад. Официально он был установлен в 1994 году, и с тех пор отмечается в конце каждого лета 22 августа. ...
Кадастровая палата Забайкальского края сообщает, что Удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты Росреестра упростил процедуру получения сертификата электронной подписи. Теперь заказчик может выбрать способ подтверждения личности в офисе ...
Руководитель администрации городского округа «Город Чита» Олег Кузнецов принял участие в рабочей поездке по реконструируемым объектам ПАО «ТГК-14». ...
22 августа с 00-00ч. до 23-59ч. для проведения работ по вскрытию теплотрассы, для демонтажа и монтажа трубопровода диаметром 600мм будет перекрыто движение на перекрестке ул. Шилова и Новобульварная. ...